СПЕЦИИ ДЛЯ СТАЛИ
Многообразие свойств сталей достигается введением в их состав тех или иных полезных добавок, которые металлурги называют легирующими элементами.
Что же они собой представляют?
Подобно тому, как кулинар, чтобы приготовить вкусное блюдо, добавляет к нему разнообразные специи, так и сталевар, чтобы сварить сталь с ценными свойствами, вводит в металл те или иные легирующие элементы. У каждой приправы своя цель: одни улучшают вкусовые качества кушанья, другие делают его ароматным и аппетитным, третьи придают ему остроту, четвертые...
Трудно назвать все назначения специй, но еще труднее перечислить все те замечательные достоинства, которые приобретает сталь при добавке хрома, никеля, титана, вольфрама, молибдена, ванадия, циркония и других элементов. Температура плавления большинства из них выше, чем у железа, поэтому лишь в необычайно щедрой на жар электропечи создаются благоприятные условия для введения этих тугоплавких компонентов в металл.
Даже небольшие добавки, например, хрома придают стали твердость и износостойкость. Такие свойства необходимы шарикоподшипниковой стали, в состав которой, наряду с хромом (до 1,5%), входит углерод (около 1%). Образующиеся в стали карбиды характеризуются высокой твердостью, благодаря чему металл обретает способность уверенно сопротивляться одному из своих опаснейших врагов - износу.
Другой давний и коварный враг большинства используемых в технике металлов - коррозия. Особенно тяжелый удар она наносит железу или, точнее, стали, которая является основой нашего материального мира. В распоряжении специалистов сегодня немало способов, позволяющих успешно отражать атаки коррозии на металлы. На помощь им приходят в частности, физика и химия, но, пожалуй, самый кардинальный путь борьбы с этим невидимым врагом, ни на один день, ни на один час, ни на одно мгновение не прекращающим свою "подрывную деятельность", - создание таких сплавов и сталей, которые коррозии, попросту говоря, не по зубам.
Свою весомую лепту в это важное дело вносит тот же хром, входящий вместе с никелем в состав предложенной еще в начале нашего века и отлично себя зарекомендовавшей хромоникелевой нержавеющей стали. Она нашла широкое применение не только в технике, но и в изобразительном искусстве. Кто не знает, например, замечательную скульптуру В.И.Мухиной "Рабочий и колхозница"? Величественный 24-метровый монумент, который в 1937 году украшал советский павильон на Международной выставке в Париже, а сейчас возвышается у входа на Выставку достижений народного хозяйства в Москве, выполнен из нержавеющей стали, содержащей примерно 18% хрома и 10% никеля. Вот уже более полвека дожди, снега и ветры пытаются состарить "Рабочего и колхозницу", но содержащиеся в стали хром и никель надежно охраняют железо от атмосферных "агентов" коррозии, не позволяя им делать свое ржавое дело.
Иные "обязанности" у другого легирующего металла - марганца, стаж работы которого превышает уже полтора века: еще в 1825 году "Горный журнал" упоминал о выплавке стали с применением марганца. В 1882 году английский металлург Роберт Гадфильд выплавил сталь с высоким содержанием этого элемента. За несколько лет до того, молодой шеффилдский металлург сделал следующую запись в своем исследовательском журнале: "Я начал эти опыты, имея в виду изготовление стали, которая была бы твердой и одновременно вязкой. Опыты привели к некоторым любопытным результатам, весьма важным и способным изменить существующие взгляды металлургов на сплавы железа".
Результаты оказались действительно очень интересными. Сталь Гадфильда (так ее начали повсюду называть) была необычайно твердой, но самое удивительное заключалось в другом: под действием ударных нагрузок металл не только не разрушался, но и напротив, становился все тверже и тверже.
Благодаря высокой твердости и износостойкости сталь Гадфильда, изготовляемая добавкой к железу богатого ферромарганца, быстро завоевала признание в промышленном мире: ее стали использовать для изготовления тех деталей, которые в процессе эксплуатации постоянно подвергаются сильным ударам и обычно быстро выходят из строя по причине истирания. Таковы, например, рельсовые крестовины, щеки дробилок, шары для шаровых мельниц, гусеничные траки. Разумеется, заинтересовались ударостойкой марганцовистой сталью и фирмы, выпускающие замки и сейфы.
Ценной добавкой к броневой стали служит молибден, вводимый в нее в виде ферромолибдена. Этот легирующий элемент сделал неуязвимой для немецких снарядов броню англо-французских танков, появившихся на полях сражений первой мировой войны. Чем же объяснить такое чудодейственное влияние молибдена на свойства стали? Дело в том, что этот элемент задерживает рост зерна металла в процессе кристаллизации и тем самым обеспечивает ей мелкозернистую однородную структуру, благодаря которой сталь обретает прочность и другие ценные свойства. Вот почему она находит широкое применение в современной технике: стволы артиллерийских орудий и ружей, ответственные детали самолетов и автомобилей, паровые котлы и турбины, режущие инструменты и бритвенные лезвия - все это молибденовая сталь.
Поспорить с молибденом за право считаться главной добавкой к железу в производстве орудийной и ружейной стали все основания имеет вольфрам. Впервые в нашей стране вольфрамовую сталь выплавил на Путиловском заводе в Петербурге профессор В.Н.Липин - один из организаторов производства в России легированной стали. Даже небольшое количество вольфрама, вводимого в сталь в виде сплава с железом - ферровольфрама, значительно повышало сопротивляемость ружейных и орудийных стволов разъеданию их пороховыми газами. Раньше других это сумели оценить немецкие инженеры: в годы первой мировой войны легкие германские пушки выдерживали до пятнадцати тысяч выстрелов, в то время как русские и французские орудия выходили из строя уже после шести-восьми тысяч выстрелов.
Но, пожалуй, важнейшее амплуа вольфрама в электросталеплавильном производстве - создание быстрорежущей стали. Еще в 1864 году англичанин Роберт Мюшет впервые ввел вольфрам (примерно 5%) как легирующую добавку в сталь. Вошедшая в историю металлургии под названием "Самокал Мюшета", эта сталь могла выдерживать красное каление, не только сохраняя, но и увеличивая свю твердость, то есть обладала свойством самозакалки. Резцы, изготовленные из этой стали, позволили в 1,5 раза повысить скорость резания металла - 7,5 м в минуту вместо прежних 5.
Спустя четыре десятилетия появилась быстрорежущая сталь содержащая уже до 8% вольфрама. Теперь скорость резания металла достигла 18 м в минуту. Прошло несколько лет, и скорость обработки металлов возросла еще примерно вдвое. Так за полвека вольфрам сумел повысить производительность металлорежущих станков в семь раз!
К числу важнейших легирующих элементов по праву относится "витамин V" - так часто называют ванадий. Именно о нем сказал замечательный советский ученый и популяризатор науки академик А.Е.Ферсман: "...сказочны те силы, которые он придает железу и стали, вооружая их твердостью и прочностью, вязкостью и гибкостью, неразрушимостью..." Первые попытки применить ванадий в производстве стали относятся к началу нашего века. В 1905 году будущий автомобильный король Генри Форд присутствовал на крупных автогонках. Как часто случается на подобных состязаниях, здесь не обошлось без катастрофы. Спустя некоторое время Форд подошел к месту, где разыгралась трагедия, и подобрал там обломок детали одной из двух столкнувшихся машин – французской. Это была часть стрежня клапана. Казалось бы, деталь как деталь, но искушенный в этих вопросах Форд обратил внимание на ее небольшие размеры, и он решил подвергнуть металл испытаниям. Интуиция не подвела Форда: сталь оказалась очень прочной и твердой. Из лаборатории, куда был отправлен обломок для химического анализа, сообщили, что металл содержит ванадий.
Идея широко использовать ванадиевую сталь в производстве автомобилей всецело овладела Фордом. Еще бы, ведь если ее удастся воплотить в жизнь, автомобиль станет значительно легче; это позволит сэкономить много металла, и машины можно будет продавать по более низкой цене. Значит, резко увеличится число покупателей, а, следовательно, возрастут и его собственные прибыли. И Форд принялся за осуществление своей идеи. Немало трудностей ему пришлось преодолеть, прежде чем была достигнута. Когда через несколько лет после гонок, неожиданно сыгравших в истории автомобилестроения немаловажную роль, французский департамент торговли и промышленности провел испытания отдельных деталей новой фордовской машины, выяснилось, что американская сталь по всем показателям намного превосходит французскую.
Мы рассказали лишь о некоторых легирующих элементах, но, должно быть, читатель уже понял, какую огромную роль в создании качественных сталей различного назначения играют ферросплавы. Вот почему еще на заре электросталеплавильного производства стало очевидным, что оно не сможет продуктивно развиваться без одновременного развития ферросплавной промышленности.
Время последней модификации
1331461951
|